Закулисье Танца Цам.
Хочу немного поговорить о том, что происходит в закулисье любой буддийской мистерии с исполнением Танца Цам, и опять-таки с видео и фотографиями из буддийского монастыря Ханле Гонпа.
Я предпочитаю некоторую часть Танца Цам проводить не на площадке гонпы, а внутри гонпы, наблюдая за тем как там, внутри, проходит подготовка к Танцу Цам.
То, что зритель видит на площади монастыря — лишь внешний край огромного внутреннего процесса, верхушка айсберга.
Настоящий Танец Цам начинается задолго до первого удара барабана — в тишине гонпы, и максимально понятной мистерия становится именно тогда, когда присутствуешь в этой внутренней части Танца Цам.
Тут тоже есть несколько уровней восприятия и за этим очень любопытно наблюдать - кто и как ведет себя внутри гонпы:
- местные, ладакхи немного слушают пуджи, а в это время внутри гонпы читаются тантрические пуджи, очень много простираются перед святынями - старыми тханками и изображениями Защитников, которые открываются только в дни праздников, совершают подношения, просят благословения у лам.
- приезжие индусы немного молятся в непривычных для них храмах, и много фотографируют лам в масках.
- европейцы - если, попадают внутрь гонпы, как правило, просто фотографируют - как ламы переодеваются, как одевают маски. Тут для них полная экзотика.
Мне всегда был интересен момент, когда маски перестают быть предметами, а ламы - людьми, момент перерождения, некой инициации, когда пространство становится совершенно другим, а человек, одевший Маску становится Защитником.
По этому поводу я часто вспоминаю свой разговор с одним из лам буддийского монастыря Дискит Гонпа, мы говорили о Танце Цам и я спросила его, что он чувствовал, когда танцевал в маске Махакалы.
Лама мне ответил - тут дословно:
"Я ничего не чувствовал, я просто был Махакалой, а потом вернулся в гонпу и перестал им быть".
Тогда, во время этого разговора, я мало что поняла, но точку мысленно для себя обозначила, что есть некий переход из состояния человека в состояние Защитника Дхармы, и мне было бесконечно любопытно увидеть, поймать момент этого перехода.
И очень долго я его, этот переход, искала вовне - пыталась найти те маркеры, детали, которые указывали бы на изменение состояний человеческого тела.
В итоге я нашла этот переход внутри себя:
просто в какой-то момент я переставала воспринимать того или иного ламу как человека, Маска оживала, а вместо ламы передо мной стоял Защитник Дхармы, вызывая невообразимое чувство захватывающего восторга и восхищения, тут описывать бесполезно - слишком много в этом религиозного.
А, казалось бы, еще несколько минут назад со мной был просто человек, мы могли говорить, он одевал Маску, мог попросить сфотографировать его в Маске, улыбался-шутил, но потом в считанные секунды как проходит волна и человек меняется - другой взгляд, не отсюда, взгляд, которым видимо (от слова "видеть") значительно больше, чем нам.
И именно к таким Маскам ладакхи, преклонив головы, идут просить благословения.
Токая грань между мирами пройдена.
И эта одна из причин, по которой хочется рассказать какие процессы происходят внутри гонпы перед Танцем Цам, что позволяет людям совершать этот переход.
Скажем так - совокупность каких действ и действий делает такой переход возможным.
В этой статье - мой многолетний опыт, куча прочитанной литературы и беседы с ламами ладакхских гонп.
Кстати, в источниках, список которых будет внизу статьи большая часть реального закулисья Цама не документируется публично и осознанно не описывается полностью — не из-за «тайны», а потому что это не объект знания, а процесс передачи.
И у каждого этот процесс происходит по-своему, и маркеруется каждым из нас по-своему, если вообще происходит.
Это вопрос восприятия, вопрос границ, вопрос совпадения, резонанса с культурой тибетского буддизма - когда сама культура является органически естественной и не надо заставлять себя во что-то верить, эта карта мира просто является живой и понятной.
Т.е. можно дать внешнее описание, что-то типа:
"Эта Маска Махакалы (например), сейчас лама в таких-то одеждах, оден эту Маску и будет изображать Махакалу".
Но вопрос в том, что лама никого не будет изображать, лама просто станет Махакалой.
И станет Махакалой не потому что он, лама, одел Маску.
Тут большая совокупность событий, благодаря которым лама отдает свое тело энергиям Махакалы - вот об этой совокупности и хочу поговорить.
И, как такового закулисья у буддийской мистерии с исполнением Танца Цам - нет.
Нет, потому, что кулисы - это вертикальные тканевые полотна по краям сцены, скрывающие закулисье и технические зоны, где идет подготовка спектакля.
А Танец Цам - это совсем не спектакль, а, наверное, один из самых мощных на сегодняшний день энергетических ритуалов на нашей планете.
Но, "закулисье" - слово хорошее и понятное, поэтому тут его и использую в метафорическом значении.
Этот текст — не попытка расшифровать ритуал.
Это попытка приближения к тому, что происходит до ритуала.
К тому слою Цама, который не виден снаружи, но без которого сам Танец Цам невозможен.
Материал основан на личных съёмках — фотографиях и видео, сделанных в буддийских монастырях Ладакха, и на примере Ханле Гонпы, в моменты подготовки к Танцу Цам.
Это не пересказ источников и не интерпретация «со стороны», а наблюдение изнутри — внимательное, непоспешное и намеренно неполное.
1. Гонпа до Цама: регламент и изменение пространства.
Подготовка к буддийской мистерии с исполнением Танца Цам начинается заранее, как правило за несколько дней, а в крупных буддийских монастырях Ладакха — за одну–две недели до самой мистерии.
Этот период включает не репетицию Танца Цам, а подготовку пространства, в котором он будет происходить.
Кстати, про репетиции (если так их можно назвать): движения Танца Цам ламы учат круглогодично, т.е. Цам разучивается как практика, в том числе телесная практика.
И, когда я говорила с нашими ламами о том, что существует ли тибетская йога, они в ответ пожимают плечами, и чего-то мне кажется, что вместо тибетской йоги у нас Танец Цам - движения выверенные, приводящие все тело в баланс - энергии текут, не видя преград, тело способно пропускать энергии, очень свободное движение, позволяющее и открывающее взаимодействие с реальностями.
Ну, и силой недюжинной тут надо обладать - танцуется это все на приличной высоте, в тяжелых одеяниях-масках, и ритм, ритм у Танца Цам очень насыщенный.
В источниках и монастырской практике подчёркивается, что перед Цамом гонпа перестаёт функционировать как повседневное монастырское пространство и постепенно переводится в ритуальный режим.
В чем это выражается:
1. Ограничение доступа:
За несколько дней до Танца Цам ограничивается доступ посторонних во внутренние помещения гонпы, сокращается свободное перемещение внутри монастыря, туристов в первую очередь, некоторые залы используются исключительно для ритуальных действий и пудж.
Это не формальный запрет, а функциональное перераспределение пространства, связанное с подготовкой ритуального поля.
2. Очищение и подготовка помещений:
В этот период проводится многоэтапная очистка гонпы - физическая уборка залов, коридоров, алтарных помещений, удаление предметов, не связанных с предстоящим ритуалом, подготовка мест для пудж, хранения масок и ритуальных объектов.
Тормы начинают готовить - это тоже особый ритуал.
В академических описаниях этот процесс рассматривается как часть преобразования монастыря в ритуальную мандалу.
В формулировках исследователей встречается определение:
"the monastery is transformed into a ritual mandala".
Формулировка эта - ключевая: Гонпа перестаёт быть «местом», она становится полем действия.
То есть речь идёт не о «наведении порядка», а о смене статуса пространства.
3. Изменение акустической и поведенческой среды.
Параллельно с физической подготовкой происходит изменение повседневного режима: сокращается бытовое общение, исчезают неритуальные звуки, усиливается регламентированность движений и присутствия.
Ламы и участвующие миряне держат пост, и пуджи буквально становятся мысленными - они не только звучат везде, они звучат в головах, создается очень сильное вибрационное поле, которое подготавливает и человеческие тела участников ( в том числе мирян), и саму гонпу, и окружающее вокруг монастыря пространство, подготавливает к свершению буддийской мистерии.
В источниках подчёркивается, что тишина в этот период не является символической.
Она выполняет практическую функцию, позволяя поддерживать концентрацию и непрерывность ритуальной подготовки.
Пространство как процесс.
Важно, что в этот момент гонпа рассматривается не как место, а как активный элемент ритуала.
Она не «готовится» к Танцу Цам в утилитарном смысле, а постепенно включается в него ещё до появления масок и костюмов.
Именно в этом состоянии — очищенном, ограниченном и функционально переопределённом — пространство становится основой для последующих этапов: пудж, работы с масками и выхода танцоров.
